Пациент всегда прав Анализируя итоги прошлого года, могу сказать, что для Кубанского фонда ОМС он был весьма плодотворным. хоть и достаточно напряженным. В течение гола специалистами фонда и страховых медицинских компаний проводились проверки организации работы Л НУ и части обоснованности госпитализации пациентов в стационары круглосуточного пребывания. Мы контролировали лечебное питание, закупку медикаментов, работу регистратур поликлиник, приемных отделений, а также проводили очные экспертизы. Проверками были охвачены практически все лечебные учреждения Краснодарского края. Проделанная работа фонда, прежде всею, была направлена на защиту прав застрахованных граждан и получение ими доступной и качественной медицинской помощи. Мероприятия, проведенные в здравоохранении Кубани в прошлом году, уже дали ощутимые результаты. Снизилось число случаен необоснованной госпитализации, уменьшилось количество нарушений, связанных непосредственно с качеством медицинской помощи, улучшилось качество лечебного питания. Более позитивно оценивают работу отрасли пациенты, участвующие в анкетировании, неоднократно проводившемся для изучения удовлетворенности населения оказываемой медицинской помощью. Вообще, мнение пациентов об условиях и качестве оказания медицинских услуг в ЛПУ края мы изучаем с 2007 г. Чтобы оценить динамику, фонд ведет мониторинг результатов анкетирования, в том числе в разрезе каждого медучреждения. В Краснодарском крае наметилась положительная динамика в опенке пациентами работы ЛПУ. Процент пациентов, удовлетворенных медицинскими услугами, возрос с 89 (2007 г.) до 93 (2008 г.). В прошлом голу показатель неудовлетворенности качеством проведенного обследовании и лечения в стационаре уменьшился по сравнению с 2007 г. на 2% Что касается оценки пациентами работы приемных отделений стационаров, то показатель неудовлетворенности по сравнению с 2007 г. уменьшился на 2.7% (2007 г. — 8.5%, 2008 г. - 5,8%). Подавляющее большинство опрошенных (96% - 2008 г.. 92% - 2007 г.), находящихся на стационарном лечении, отметили, что им не пришлось оплачивать медицинские услуги в период стационарного лечения (другими словами, в регионе соблюдаются гарантии оказания бесплатной медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС). Пациенты говорили о позитивных изменениях в организации и качестве лечебного питания в стационарах края. Если в начале прошлого года положительно оценили этот показатель 82% опрошенных, то на конец года — уже 87%. Лишь 3% пациентов указали на нарушение медицинскими работниками принципов этики и деонтологии. Фондом проводятся проверки обоснованности госпитализации пациентов. И если в 2007 г.. согласно данным проверок, число необоснованно госпитализированных пациентов составляло 6%, то в 2008 г. показатели снизились до 2%, а в январе 2009 г. — до 1,6% Положительная тенденция рационального использования коечного фонда, конечно, радует. Но необходимо стремиться к тому, чтобы свести отрицательный показатель к нулю. Решение проблем: здесь и сейчас В прошлом году по рекомендации Федерального фонда ОМС для обеспечения зашиты прав граждан на получение доступной и качественной медицинской помощи во всех регионах были созданы координационные советы. В Краснодарском крае такая структура появилась в мае 2008 г. Возглавила совет вице-губернатор Кубани по социальным вопросам Галина Дмитриевна Золина. В состав его вошли представители субъектов обеспечения и зашиты прав граждан в Краснодарском крае. Работа Координационного совета не сводилась к разбору жалоб в кабинете. Члены совета, рассматривая все жалобы, общались с пациентами непосредственно в медицинских учреждениях. В этих обходах принимали активное участие заместители глав муниципальных образований по социальным вопросам. Поэтому многие проблемы, возникающие при проверках, решались на месте. По результатам комиссионных выездов проводился анализ деятельности ЛПУ, давались рекомендации по совершенствованию обеспечения защиты прав граждан при оказании медицинской помощи, оказывалась консультативная помощь ЛПУ и осуществлялся строгий контроль за устранением выявленных в ходе проверок нарушений. Очная ставка Как известно, одно из важных звеньев в защите прав граждан на получение доступной и качественной медицинской помощи — это экспертиза качества оказываемых услуг. Краснодарский край одним из первых в РФ начал проводить очную экспертизу. При этом экспертами не только были выявлены те или иные нарушения, допущенные врачами медицинского учреждения, но и оказывалась практическая и методическая помощь. Это важно, особенно для участковых больниц, удаленных от краевого центра. Начали мы эту работу два года назад, и в течение года очные экспертизы были проведены в 214 отделениях 130 ЛПУ края, проконсультировано более восьми тысяч больных, находящихся на стационарном лечении. В прошлом году очной экспертизой было охвачено уже 613 отделений 321 стационара и количество осмотренных больных составило более 14 тысяч человек. Очная экспертиза имеет ряд весомых преимуществ. Раньше страховые компании приходили в ЛПУ, поднимали истории болезни и по медицинской документации делали экспертизу правильности назначенного лечения (к тому моменту пациент был уже выписан). Очная же экспертиза проводится у постели больного. Алгоритм се прост. Эксперты приходят в лечебное учреждение и изучают документы всех пациентов, находящихся на лечении. Особое внимание уделяется тяжелым больным.. Пациентов осматривают, оценивают результаты диагностических п клинических исследований, соответствие поставленного диагноза и правильность назначенного лечения. В случае необходимости вместе с лечащим врачом, заведующим отделением лечение больных корректируется. Мониторируя результаты очных экспертиз, можно сделать вывод о наличии позитивных изменений. Так, в 2007 г. дефекты лечения были отмечены в 27% случаев, а в прошлом году количество данных нарушений уменьшилось практически в 1,5 раза и составило 17,7%. И все-таки наибольший процент в структуре данных нарушений приходится на полипрагмазию. А пото-му мы решили во втором квартале нынешнего года промониторировать работу клинических фармакологов. Ведь вопросы рационального использования медикаментов находятся именно в их компетен-ции. Что же касается нарушений, связанных с выполнением необходимого объема обследований, то в 2007 г. они составляли 24%, а в 2008 г. - 19%. Значительно уменьшилось количество случаев необоснованного завышения сроков стационарного лечения. Если в 2007 г. их было 16%, то в 2008 г. - 1,1%. Надо сказать, что вся экспертная работа на Кубани поставлена таким образом, что проверка проводится не ради проверки, а ради получения результата. Результат должен быть один: качественно оказанная медицинская помощь и удовлетворенность пациентов этой помощью. Финансирование не пострадает Губернатором Кубани Александром Николаевичем Ткачевым поставлена задача профинансировать лечебные учреждения по статьям, обеспечивающим диагностику и лечение пациентов. Поэтому стоимость медицинской услуги или законченного случая лечения в сторону уменьшения меняться не будет. Она остается на уровне тарифов, принятых 1 декабря 2008 г.. когда произошло повышение расходов на питание, медикаменты, заработную плату. Программа государственных гарантии оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2009 г. уже принята депутатами Законодательною собрания Краснодарского края. Ее стоимость на 2009 г. составляет более 26 млрд. руб., и мы не планируем эту сумму секвестировать. А вообще вся работа, начатая нами ранее, и сегодня будет продолжена. Постараемся увеличить количество экспертиз качества медицинской помощи. На особом контроле останется амбулаторно-поликлиническое звено. Ведь наша цель — квалифицированная медицинская помощь населению. В полном объеме и на высоком уровне. Фото автора Краснодарский край |