|
"Качественная помощь - каждому пациенту", "Краснодарские известия" № 181(4303) 16 октября 2009 г.
- В этом сегодня состоит главная задача для всех структур, участвующих в реализации Программы госгарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи (включая и территориальные программы госгарантий). Департамент здравоохранения Краснодарского края, пять страховых медицинских организаций и Краснодарский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (КТФОМС) под руководством вице-губернатора Галины Золиной совместными усилиями решают поставленные задачи, внедряют наиболее эффективные методы оплаты оказанной медпомощи в рамках ОМС, - говорит исполнительный директор КТФОМС Наталья Стадченко. Наталья Николаевна твердо уверена в том, что достаточно четко отлаженная работа в системе обязательного медстрахования в нашем регионе объясняется, прежде всего, осознанной консолидацией сил участников процесса: - Мы работаем, не разделяя проблемы на "мое" и "твое", а исходя из общей цели, направленной на защиту пациента. В первых числах октября Наталья Николаевна вместе с коллегами - представителями Федерального фонда ОМС РФ, руководителями территориальных фондов ОМС страны приняла участие в работе расширенного семинара -совещания. Данное мероприятие стало знаковым не только по составу его участников (на нем присутствовали и выступали замминистра здравоохранения и социального развития РФ В. И. Скворцова, председатель правления Пенсионного фонда РФ А. В. Дроздов, ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ В. А. Мау, председатель совета директоров Института финансовых рынков и прикладной экономики ФГОУ ВПО "Финансовая академия при Правительстве РФ" профессор Я. М. Миркин и др.), но и тем, что во время проведения семинара-совещания в Правительстве РФ под председательством премьера В. В. Путина состоялось заседание президиума правительства, на которое был приглашен руководитель Федерального фонда ОМС А. В. Юрин. После этого Андрей Владимирович по горячим следам поделился с коллегами видением ситуации и пожеланиями премьер-министра в их адрес. Чем был вызван такой размах проведенного в Москве семинара-совещания и как он отразится на жизни рядовых граждан? - об этом мы попросили рассказать Наталью Стадченко. Дотации регионам на ОМС не сокращены - Прежде хотела бы напомнить нашим читателям одну простую истину, высказанную классиком мысли, автором "Капитала" Карлом Марксом, что все в нашей жизни имеет стоимость. И когда мы говорим о бесплатной медицине, то это означает ровно то, что она не оплачивается гражданами. Эту функцию берет на себя государство, оплачивая лечебно-профилактическим учреждениям в рамках обязательного медицинского страхования за услуги, оказываемые гражданам. На территории края эти обязательства взял на себя губернатор. Контроль же за финансированием средств возложен на территориальные фонды ОМС. Более того, мы видим свою задачу в том, чтобы деньги государства способствовали эффективному лечению людей. Вот об этом в первую очередь на заседании Правительства РФ говорил Владимир Владимирович Путин. Кстати, Программа гос гарантий медпомощи принимается в нашей стране с 1998 года. По сути, этот документ определяет объем медпомощи, которую наши граждане должны получать бесплатно, причем независимо от места жительства. Но только сейчас, впервые, по словам В. В. Путина, на заседании правительства были рассмотрены результаты программы за 2008 год. На ее реализацию государство на правило 1 трлн 200 млрд рублей бюджетных средств и ресурсов ОМС. Глава правительства, отметив, что эта сфера и в будущем останется приоритетной, в подтверждение привел примеры из подписанного им постановления об утверждении Программы госгарантий на 2010 год. В нее дополнительно включены положения, позволяющие регионам более активно проводить структурные преобразования в здравоохранении, включая развитие амбулаторной помощи и введение одноканального финансирования медицинских организаций на основе экономически обоснованных тарифов. То есть на практике должны применяться те современные механизмы, которые отрабатывались в рамках нацпроекта "Здоровье". Позицию правительства "в столь чувствительной для наших граждан сфере" (это слова премьера) не смог поколебать даже кризис: в проекте бюджета на будущий год сохранены и даже несколько увеличены расходы по основным медицинским программам, а это мероприятия нацпроекта "Здоровье", обеспечение лекарствами льготных категорий граждан и выплаты по "родовому сертификату". По словам Владимира Владимировича, дотации регионам на ОМС не будут сокращены. Но субъекты Федерации, в свою очередь, также должны обеспечить безусловное выполнение своих обязательств перед гражданами. Для этого будет проводиться ежегодная оценка эффективности работы органов власти субъектов Федерации по реализации Программы госгарантий оказания бесплатной медпомощи. Особое внимание планируется уделить повышению качества и доступности этой помощи, расширению профилактики заболеваний и продвижению ценностей здорового образа жизни россиян. Что сулит модернизация здравоохранения в РФ? - На семинаре-совещании в этом ракурсе были коллегиально рассмотрены вопросы о переходе с 1 января 2010 года на работу по реализации Закона N°212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". В чем отличие этого закона от ныне действующего законодательства? В том, что с нового года единый социальный налог отменяется, мы переходим на страховые взносы по ОМС. Контроль за исчислением и своевременной уплатой страховых взносов в фонд ОМС - администрирование -возложен на Пенсионный фонд. Поэтому в ходе рабочего совещания были озвучены совместные планы работы на будущий год Федерального фонда ОМС и Федерального пенсионного фонда, роздано соглашение по информационному обмену между этими структурами. Уже сейчас мы совместно работаем, сверяя базы застрахованных как по ОМС, так и по Пенсионному фонду. До конца этого года ожидается внесение новых поправок в Закон о медицинском страховании граждан РФ. Все участники системы здравоохранения с нетерпением ждут выхода данного документа, и этому есть объяснение: ныне действующий был издан в 1991 году и, конечно же, за это время устарел, требуется корректировка некоторых определений. В ходе обсуждения вопросов модернизации здравоохранения были озвучены основные принципы распределения средств в бюджеты территориальных фондов в целях компенсации сокращения доходов и новая методика распределения дотаций бюджетам фондов на выполнение территориальных программ госгарантий. Разговор шел и о новых подходах к совершенствованию механизма контроля за использованием финансовых средств в системе ОМС с точки зрения института финансовых рынков и прикладной экономики. Также были озвучены результаты работы территориальных фондов ОМС за прошлый и нынешний годы коллегами из Кемерова, Калининградской и Тюменской областей и т. д. Поскольку в нашем крае уже несколько лет, согласно распоряжению главы администрации Краснодарского края А. Н. Ткачева "О реализации реформ в системе образования и системе здравоохранения в Краснодарском крае в 2006 году", идет внедрение прогрессивных методов работы (в частности, переход на преимущественно одноканальное финансирование, позволил обеспечить равные условия оплаты медпомощи учреждений здравоохранения с различным уровнем доходной части бюджета муниципального образования), Краснодарский край вошел в число 19 передовых субъектов РФ, на территории которых с 2007 года осуществляется пилотный проект, направленный на улучшение качества услуг в сфере здравоохранения. Работая продолжительное время в рамках "законченного случая лечения", медики края столкнулись с рядом проблем, решение которых целесообразно получить на федеральном уровне. Поэтому мое выступление на семинаре об особенностях оплаты медпомощи по отдельным страховым случаям продиктовано результатами работы врачей крупных медицинских учреждений края. Оно имело достаточно громкий резонанс еще и потому, что на многих территориях субъектов Федерации плата за оказанную медпомощь идет не по законченному случаю лечения. К примеру, стоимость одного койко-дня у контингента больных с пан-креонекрозом превышает действующий тариф более чем в 5 раз. Панкреонекроз, о котором шла речь в выступлении, - участившееся заболевание, приводящее к летальному исходу. Но ведь сложная болезнь поддается излечению - вот что главное. Требуется только пересмотреть ситуацию с финансированием таких заболеваний. Чтобы снизить уровень летальности, а также уровень средней длительности госпитализации, довести курс лечения до положительного результата, когда пациент возвращается к активной трудовой деятельности, необходимо дополнительное финансирование. Самодостаточность предполагает сотрудничество На прошедшем в Москве семинаре-совещании Федеральным фондом ОМС в качестве лучших за достижения высоких показателей по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан в 2008 году были объявлены четыре территориальных фонда ОМС. В их числе и коллектив Краснодарского территориального фонда ОМС, а также коллеги из Дагестана, Свердловска и Мордовии. Однако при всей самодостаточности коллектив фонда во главе с председателем правления вице-губернатором Г. Д. Золиной всегда стремится к совершенствованию и поэтому с пользой для дела изучает опыт коллег, обменивается своими наработками. Слово Наталье Стадченко: - Приезд на Кубань в составе делегации Красноярского края руководителя Красноярского территориального фонда ОМС Сергея Козаченко в нашем фонде был воспринят как возможность обменяться мнениями на актуальные темы. Разговор за круглым столом касался уровня оказания медпомощи, формирования тарифной политики, конечно же, грядущего закона о медицинском страховании и нового этапа развития медстрахования. Мы осветили свою работу, познакомили с нашим подходом преимущественно одноканального финансирования, с собственными наработками по программному обеспечению, как для страховых компаний, так и для исполнительной дирекции (с 1 января 2009 г. был осуществлен переход на федеральную номенклатуру простых услуг). Сергей Витальевич высказал свое видение системы здравоохранения, введения нового закона, финансирования страховых компаний. Несмотря на то что территория Красноярского края в два раза превышает нашу, плотность населения гораздо ниже - всего 3 млн человек. Поэтому стоимости наших территориальных программ госгарантий примерно одинаковые, но затраты разные. Кстати, в конце июля, побывав с деловым визитом в гостях у красно-ярцев, мы привезли в качестве положительного опыта "Пост качества в ЛПУ" и сразу внедрили его в краевом онкодиспансере. Суть его в том, что представитель страховой организации, постоянно в течение рабочего дня находясь в ЛПУ, сразу, не теряя времени, по живым следам решает проблемы обратившихся. Эти функции на себя взяла СМО "Сибирь", помогая всем без исключения гражданам, в том числе и застрахованным в других компаниях. Так что и дальше мы не намерены останавливаться на достигнутом, поскольку задача перед нами правительством страны, администрацией нашего края поставлена очень серьезная: обеспечить безусловное выполнение своих обязательств в столь чувствительной для наших граждан сфере, качественно оказывая медпомощь в рамках ОМС каждому конкретному пациенту.
|
|